Украинская экономика не растет – на фоне коронакризиса она наоборот – падает. В 2020 году власти ожидают падение ВВП на 4,8%. И это еще по оптимистическому сценарию. 24 канал проанализировал бюджет-2021.

Важно Правительство утвердило проект госбюджета-2021: когда документ рассмотрит Верховная Рада

Одним из самых популярных обещаний при заключении бюджета, которое часто фигурирует в программах и лозунгах украинских политиков – это повышение минимальной зарплаты. В проекте бюджета на 2021 предусмотрена минимальная зарплата на уровне 6500 гривен.

Повышение должно произойти в два этапа:

  • с 1 января - до 6000 гривен
  • с 1 июля - до 6500 гривен

Сейчас минимальная зарплата составляет 5000 гривен, и ее дальнейшее повышение должно быть обусловлено ситуацией с экономикой. Государство должно убедиться, что самостоятельно сможет обеспечить соответствующий уровень зарплат бюджетникам – врачам, учителям и др. Тогда от этого выиграют и люди, и государство благодаря увеличенным налогам с физических лиц, и бизнесу это тоже не слишком повредит.

Сейчас минимальная зарплата составляет 5 тысяч гривен, и ее дальнейшее повышение должно быть обусловленным показателями экономики. Государство должно убедиться, что искусственное повышение "минималки" будет подъемным для бизнеса и что оно само сможет обеспечить соответствующий уровень зарплат бюджетникам – врачам, учителям и другим. Тогда от этого выиграют и люди, и государство благодаря увеличенным налогам с физических лиц, и бизнеск это не слишком повредит.

В кризисных условиях повышения "минималки" будет наоборот вредить экономике. Больше предпринимателей уйдет в тень. Налоги в бюджет сильно не вырастут, но расходы из него – увеличатся, ведь уровень минимальной зарплаты влияет на зарплаты чиновников, бюджетников, на льготы и т.д., – сказал основатель просветительской инициативы "Последний капиталист" Валентин Красноперов в комментарии 24 каналу.

Вопросы возникают и к расходной части бюджета. В то время, когда экономика сокращается, а люди вынуждены экономить, но в итоге бюджет еще больше тратит. Расходы на следующий год должны увеличиться на 5% по сравнению с планом на 2020 год.

В частности, много денег пойдет на проекты Большого строительства, на образование и на медицину. Последнему увеличили финансирование для борьбы с вирусом COVID-19.

Поскольку доход (который должен вырасти на 10% – 24) не сможет отразить увеличенные расходы, бюджет будет иметь дефицит в 270 миллиардов гривен, который придется покрывать, одалживая деньги.

Интересно, что правительство уже второй раз подряд ставит на паузу ряд норм законодательства о заключении бюджета. Эти нормы были разработаны для того, чтобы не допустить злоупотреблений и популизма. Например, согласно этим правилам, правительству запрещено устанавливать дефицит на уровне большем, чем 3% от ВВП (в 2021 году дефицит будет вдвое больше – 6% от ВВП – 24).

И если увеличение дефицита на более чем 3% от ВВП в 2020 году было обусловлено коронакризисом, то теперь это делают вполне сознательно. Снятие предохранителей может привести к вполне конкретным рискам для украинской экономики.

Понятно, что "затягивание поясов" перед местными выборами не сыграет на руку "слугам народа", а потому политику расходов решили оставить более развесистой.

"Неумение делать секвестр и нежелание брать за него ответственность является проблемой нашей политической элиты. Бюджет слишком затратный для нынешней ситуации. Вместе с тем, повышение социалки довольно скромные, что является плюсом. Но в то же время непонятно увеличение расходов на Офис Президента", – отметил Красноперов.

Чем отдавать долги

Для того, чтобы покрыть дефицит и погасить старые долги за счет новых, Украина должна взять в долг 702 миллиарда гривен. Это – нетривиальная задача для правительства в нынешних обстоятельствах. Для сравнения, в 2020 году государство должно взять в долг 642 миллиарда гривен.

Есть два главных направления, где страна может найти деньги в долг – внешний рынок и внутренний.

Когда мы говорим о внешнем рынке, то речь прежде всего идет о международных финансовых организациях – такие как МВФ. Также Минфин может выдавать евробонды (украинские ценные бумаги). Это означает, что кто-то может дать Украине определенную сумму в валюте, купив ценные бумаги, а через определенный срок Украина обязуется вернуть эти деньги с процентами.

Также есть внутренний рынок займов. Речь идет о ОВГЗ (облигации внутренних государственных займов). Здесь государство берет в долг в национальной валюте и обязуется вернуть с процентами через определенный промежуток времени. В этом случае государство кредитуют украинские банки, инвестиционные фонды и физические лица.

Дело в том, что в 2021 году государство намерено привлечь эти 702 миллиарда преимущественно на внутреннем рынке. Делают это для того, чтобы перевести долговые обязательства с внешнего на внутренний рынок.

78% дефицита в 2021 году планируют перекрыть через ОВГЗ, в то время как в 2020 году на внутренний рынок приходится 59% займов. В абсолютных цифрах это означает, что правительство планирует привлечь на внутреннем рынке 549 миллиардов гривен займов.

Для сравнения, план на этот год по внутренним займам составляет 378 миллиардов гривен и за 8 месяцев он выполнен лишь 55%. Нынешние показатели по ОВГЗ делают сомнительным вопрос о реальности привлечения такого количества денег на внутреннем рынке в 2021 году.

К теме Проект бюджета на 2021 год: нардеп объяснил, кто получит больше финансирования

Эксперты из компании Morgan Stanley не верят в то, что Украина сможет привлечь 549 миллиардов на внутреннем рынке, а потому так или иначе обратится к внешним займам.

Именно поэтому не стоит забывать и о внешнем рынке, а именно о сотрудничестве с Международным валютным фондом. Участие Украины в программах МВФ является возможностью получить выгодные транши и является позитивным сигналом для других инвесторов.

Сейчас сотрудничество с МВФ по программе "stand by" поставлено ​​на паузу – Украина должна получить еще один транш до конца года. В МВФ четко дали понять, что предоставят деньги, только если Украина обеспечит прозрачность антикоррупционных органов.

В частности, в фонде требуют справедливой процедуры назначения нового главы Специальной антикоррупционной прокуратуры. В Европарламенте уже заявили, что Украина может потерять помощь от МВФ, поскольку кандидатам на должность якобы не хватает честности и опыта в антикоррупционной деятельности.

Не на руку в сотрудничестве с МВФ играет наступление на НАБУ со стороны Контитуцийного суда и возможном увольнении главы агентства Артема Сытника. Известно, что "Слуга народа" готовит законопроект об увольнении Сытника с должности.

Иными словами, если Украина докажет, что политические группы не влияют на антикоррупционные органы и Национальный банк, то вероятность успешного партнерства с Международным валютным фондом значительно увеличится.

От евробондов в следующем году планируют получить 86,4 миллиарда гривен. От МВФ и других международных финансовых организаций ожидают 43,2 миллиарда гривен (1,5 миллиарда долларов).

Каждая восьмая гривна в государственном бюджете 2021 года пойдет на обслуживание процентов с предыдущих долгов. Это 12% от всех расходов против 11,1% в 2020 году.

Сокращение инфраструктурных проектов

Бюджетом на 2021 год предусмотрено сокращение инвестирования некоторых инфраструктурных проектов. В частности, убрали 100 миллионов финансирования на построение аэродрома международного аэропорта "Днепр", 500 миллионов на реконструкцию и строительства мостов, субвенцию на реконструкцию и строительство зданий коммунального предприятия "Аэропорт Измаил" и другие.

Некоторые проекты могут продолжать строить, просто они не будут значиться отдельными проектами в государственном бюджете, поэтому их трудно сразу увидеть. Однако для каждой власти в Украине остается проблемная тенденция на образование долгостроев. О том, чем они опасны, рассказала 24 каналу руководитель Центра анализа общественных финансов и публичного управления Киевской школы экономики Дарья Марчак.

Суть в том, что любой крупный капитальный проект начинается с закупки услуг по разработке технической документации. Речь идет о миллионах, десятках миллионов, а на больших проектах – даже сотнях миллионов гривен.

Если финансирование определенного проекта прекращается, и после этого он несколько лет не финансируется, то строительство банально простаивает. За это время материалы и стоимость работ подорожают, техническая документация становится неактуальной – а значит, нужно делать тендеры на новую документацию, снова тратя деньги и время.

И самое главное – со временем, с учетом инфляции, сам проект строительства становится значительно дороже. Пример – печально известный кейс запорожского моста. Из-за хронического недофинансирования, соединенного с неэффективным расходованием средств и коррупцией, мост строится с 2003 года. Но он до сих пор не достроен.

Обратите внимание Развенчиваю мифы, – Шмыгаль ответил на критику проекта бюджета-2021

Из-за отставания от графика строительства стоимость объекта увеличилась в разы. В частности, с 2004 по 2008 год, по данным Счетной палаты, она увеличилась в 2,5 раза – с 1,9 миллиарда до 4,9 миллиарда гривен. В целом же, в ценах 2019 года на строительство только этого моста потратили уже около 9 миллиардов гривен. Но нужно выделить еще больше 12 миллиардов для того, чтобы достроить.

Каждый раз, когда мы откладываем объекты на потом, мы создаем основу для того, чтобы объект стал очередным долгостроем. Следовательно, гораздо эффективнее было бы взяться за несколько инвестпроектов и довести их до конца, чем создавать множество долгостроев.

Одновременно с этим Кабмин планирует выделить 150 миллиардов гривен на Большую стройку. В стране полным ходом идет строительство дорог, которое планируют продлить еще в 2021 году.

Однозначно, относительно бюджета еще будут вестись дискуссии – и мы увидим много популистской критики и заявлений. Однако, общие тенденции известны уже сейчас. Как в дальнейшем будут корректировать документ – покажет время.


Что предусматривает бюджет на 2021 год / Инфографика 24 канала