Новая Верховная Рада поддержала внесение изменений в ст. 80 Конституции, которым предлагается лишить народных депутатов неприкосновенности.

Читайте также: Кто не поддержал снятие депутатской неприкосновенности: список

Представители партии "Слуга народа" еще до того, как стали депутатами, хотели на первой сессии новоизбранного парламента рассматривать законопроект, который касается отмены депутатской неприкосновенности. Этот документ Верховная Рада 8-го созыва направила в Конституционный Суд и получила от него соответствующий положительный вывод.

Поэтому новоизбранные "слуги народа" получили готовый к рассмотрению документ. Наконец, в ночь на 30 августа за проект закона в первом чтении проголосовали 363 народных депутата, 1 – воздержался, против – 0. Уже 3 сентября во втором чтении отдали свой голос за лишение себя иммунитета 373 депутата.

Как депутаты голосовали за снятие депутатской неприкосновенности по фракциям:

"Слуга народа" – 252;
"Оппозиционная платформа – За жизнь" – 0;
ВО "Батькивщина" – 23;
"Европейская Солидарность" – 24;
"Голос" – 19;
Группа "За будущее" – 22;
Внефракционные – 33.

Зеленский неприкосновенность Рада
Реакция Зеленского на голосование о снятии неприкосновенности / Фото пресс-службы Офиса Президента

Читайте также: Это парламент, а не "малина", – Зеленский обратился к депутатам о снятии неприкосновенности

Что такое депутатская неприкосновенность?

Это гарантия того, что депутата не будут привлекать к уголовной, административной или иной ответственности без согласия парламента. В теории предполагалось, что неприкосновенность должна способствовать эффективной работе депутатов и гарантировать, что ничто и никто не помешает им реализовывать свои права и обязанности. Благодаря неприкосновенности депутаты имели защиту от возможного давления со стороны исполнительной и судебной ветвей власти – она ​​охраняли от немотивированных уголовных преследований.

Что изменили депутаты?

Суть явления. Из ст.80 Конституции убрали положение о том, что народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы, а также о том, что им гарантируется депутатская неприкосновенность.

Конституционный суд Украины в июне 2018 года признал этот законопроект конституционным. Но заметил, что при принятии закона необходимо учитывать способность политической и правовой системы не мешать депутатам работать и уберечь их от политического давления в условиях полного отсутствия института депутатской неприкосновенности.

Читайте также: Кто голосовал против снятия депутатской неприкосновенности: список

Уже с 1 января 2020 года все депутаты станут официально "прикосновенными", но возможности для политических преследований за парламентскую деятельность будут сведены к минимуму. Принятый документ предусматривает, что депутатов нельзя будет посадить за их высказывания, а вот за криминал – без проблем. Народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Вместе с тем, член Совета реанимационного пакета реформ Тарас Шевченко отметил, что для полной отмены неприкосновенности внесения изменений только в Конституцию недостаточно. Он отметил, что неприкосновенность останется в законе о статусе народного депутата. Также неприкосновенность прописана в Уголовном процессуальном кодексе.

"Чтобы отменить неприкосновенность изменений в Конституцию недостаточно. Нужно также исключить неприкосновенность из Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" и Уголовно-процессуального кодекса. Пока этого не сделают, неприкосновенность будет действовать", – подчеркнул он.

Также интересно: Снятие депутатской неприкосновенности: каковы последствия этого решения

Как тогда наказывали депутатов, которые нарушили закон?

Была специальная процедура лишения неприкосновенности.

Для того, чтобы привлечь народного избранника к уголовной ответственности, или задержать, или выбрать ему меру пресечения, генпрокурор Украины подавал в Верховную Раду соответствующее представление. Причем, на каждый вид меры пресечения в парламент подавалось отдельное представление. Спикер парламента предлагал народному депутату, которым заинтересовался генпрокурор, предоставить письменное объяснение в регламентный комитет. Комитет должен его рассмотреть и передать парламенту свои выводы. Уже после того, как комитет представит свои выводы, парламент в течение 7 дней должен рассмотреть представление на пленарном заседании. Но не всегда нардепы "сдавали" одного из своих.

Кого из депутатов лишили неприкосновенности?

За всю историю парламента – значительно меньше, чем можно было бы. За время независимости неприкосновенность забрали у 21 депутата. Первым был депутат Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики Степан Хмара. Его обвинили в избиении полковника КГБ.


Снятие неприкосновенности требовали также активисты под Радой/Фото: 5.ua

Далее неприкосновенность забирали за более серьезные преступления. Например, за уничтоженный потенциал оборонного предприятия, незаконное обогащение на десятки и десятки миллионов или подготовку массовых убийств.

Если говорить о Верховной Раде 8-го созыва, то там "прикосновенных" депутатов было немало. В 2015 – 2016 годах неприкосновенность потеряли Олег Царев, Сергей Клюев, Сергей Мельничук, Игорь Мосийчук, Александр Онищенко и Вадим Новинский. В 2017 – Андрей Артеменко, Евгений Дейдей, Олесь Довгий, Андрей Лозовой, Максим Поляков, Борислав Розенблат, Михаил Добкин, Евгений Бакулин и Надежда Савченко. Последняя – единственная, кто действительно отсидел в СИЗО.