Что предусматривает законопроект о концессиях, какие преимущества предоставляет Украине, и в чем его риски – разбирался 24 канал.

Читайте также: Поехали по-новому: как в Украине хотят реформировать такси

Что такое концессияЭто договор о передаче природных богатств, предприятий и других объектов, принадлежащих государству или территориальной общине, во временную эксплуатацию другим государствам, иностранным фирмам, частным лицам. Концессионер – субъект предпринимательской деятельности, который на основании договора получил концессию.

Что предусматривает концессия

Доцент Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана Павел Сацкий отметил 24 каналу, что концессия – очень удачная форма государственно-частного партнерства. Она позволяет привлекать инновационные технологии на те объекты, которые по отечественному законодательству могут находиться только в государственной собственности. Таких объектов у нас очень много, и большинство из них, в том числе инфраструктурные, нуждаются в модернизации. Концессионные договоры позволяют привлекать капиталы, технологии, слишком дорогие для госбюджета, чтобы их разрабатывать и внедрять. Вместе с тем эксплуатировать эти объекты государство будет совместно с концессионером.

дорога і концесія
Сотрудничество государства и бизнеса на условиях консеции повысит шансы на хорошие дороги

О чем закон о концессиях

Закон о концессиях упрощает заключение договоров концессии. Чем делает такой инструмент более привлекательным для частного бизнеса, объяснил 24 каналу управляющий партнер Pravovest Law Firm Глеб Сегида.

В законе прописана возможность привлечения к процедуре кредиторов, международных финансовых организаций, экспертов, советников (правда, и сегодня при желании их можно было привлекать).

Есть и новые ограничения – к конкурсу концессии не будут допущены оффшорные компании, российские компании или компании с российскими владельцами. Кроме этого, иностранная компания после выигрыша в конкурсе должна будет создать юрлицо в Украине.

Павел Сацкий добавил – сейчас рассматриваются изменения в Бюджетный кодекс Украины для обеспечения условий государственно-частного партнерства, в том числе по концессионным договорам, в сфере реализации проектов по модернизации объектов инфраструктуры.

Эти изменения должны обеспечить гарантирование договоров государственно-частного партнерства и концессионных договоров бюджетными гарантиями. Это позволяет закладывать в государственном и местных бюджетах фонды в соответствии с потребностями реализации проектов государственно-частного партнерства, и гарантировать заложенными в бюджете ресурсами выполнение государством его обязательств перед партнерами. Потому что в истории украинских концессий были ситуации, когда именно государство не выполняло условия.

Читайте также: Сможет ли Украина составить конкуренцию Турции по туризму

Риски закона

Наиболее дискуссионные нормы закона, отметил Глеб Сегида – как раз те, которые больше всего будут привлекать частных инвесторов:

– возможность брать кредиты под залог активов, переданных в концессию;
– упрощение процедур передачи земли под такие проекты (сейчас все происходит в рамках Земельного кодекса, без специальных преференций)
– определение, что в концессию может быть передано любое государственное имущество (в действующем законе есть перечень таких отраслей).

По мнению Павла Сакского после принятия изменений в Бюджетный кодекс государственно-частное партнерство имеет риски стать более политизированным и оказываться заложником политических игр и торгов.

Аеропорти і концесія
Сотрудничество государства и бизнеса сможет позаботиться о развитии сети аэропортов

Позитивы закона

Среди положительных моментов – возможность передачи разрешения споров, возникающих в связи с выполнением концессионного договора, в международный коммерческий или инвестиционный арбитраж. Снижение минимального срока заключения договора с 10 до 3 лет.

Также позитивом является заделка механизма обеспечения государственно-частного партнерства в реализации проектов по модернизации инфраструктуры на местном уровне. Это является логическим продолжением политики бюджетной децентрализации, отметил Павел Сацкий.

Читайте также: Бизнес в США и Украине: 7 главных отличий

Плюсы от концессий для государства

Де-юре не происходит продажи государственной собственности. В договоре концессии возможно детально прописать обязанности партнера – объем инвестиций и сроки, социальные инвестиции, количество персонала. И при этом деньги инвестора позволят вывести компанию на прибыльную деятельность.

Плюсы для инвестора

Концессия позволяет не проходить процедуру государственной приватизации (переговоры о концессии может инициировать сам инвестор), вкладывать деньги траншами, а не сразу отдавать всю сумму за покупку государственного предприятия, а потом еще и вкладывать инвестиции.

Концессия популярна, в первую очередь, в инфраструктурных проектах – строительство дорог, аэропортов, портов, модернизация портов и терминалов и др. Инвестор вкладывает средства, строя дорогу, и получает плату за проезд по ней позже. Дорога переходит в собственность государства, а деньги получает инвестор, зарабатывая на реализации своего проекта.

Плюсы для граждан

Государство и граждане получают улучшение инфраструктуры.

По состоянию на сейчас, проект закона о концессиях принят парламентом в первом чтении. Какая судьба постигнет его в новой Раде и будет ли он изменен – ​​будем следить.