Трагедия на Грибовицкой свалке и перенакопление мусора во Львове в течение года продемонстрировали опасность откладывания проблем отходов в долгий ящик. Местные чиновники и избранники начали работать над новыми стратегиями обращения с бытовыми отходами, искать (чаще внешне) инвесторов для мусороперерабатывающих заводов.

В то же время государственные чиновники давно работают над обустройством системы утилизации мусора в Украине "по европейскому образцу". По крайней мере, еще 2012 году в статье 32 Закона Украины "Об отходах" был добавлен пункт, по которому в стране "запрещается с 1 января 2018 года захоронения на полигонах непереработанных (необработанных) бытовых отходов".

Этот пункт соответствует двум Директивам ЕС — 1999/31/EC и 2008/98/EC. Они регулируют обращение с мусором в странах Европы, предоставляют четкую последовательность действий, которые необходимо выполнять с отходами, классифицируют мусор, ставят стратегическую цель сократить количество отходов, вывозимых на полигоны. Так что украинские парламентарии, дополнив Закон "Об отходах" запретом вывозить на полигоны необработанные отходы, имплементировали европейскую законодательную норму в этой сфере. В 2012 году Украина уже готовилась к подписанию Соглашения об ассоциации.

Как теперь должен выглядеть вывоз мусора?

Закон "Об отходах" говорит, что "обработка (переработка) отходов — это осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических, химических и биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, перевозке, утилизации или удалению".

Это означает, что с 1 января 2018 года весь украинский мусор должны сначала сортировать по видам материалов. Далее его должны разделить на безопасный и опасный для захоронения или на готовый для повторного использования. Безопасный отвезут на полигоны. С опасным проведут операции, чтобы обезвредить его (превратят свойства или транспортируют в специальные места для хранения) и отвезут на полигоны. Готовый для повторного использования переделают в соответствии с технологиями предприятия. При этом на обычные свалки не должны попадать отходы, которые разлагаются биологическим путем (норма Директивы 1999/31/EC).

Весь мусор с 1 января должен проходить сортировку

Так должен выглядеть процесс сбора, сортировки, вывоза, переработки и утилизации мусора. Если не в идеальном варианте, то хотя бы по нормам ЕС. Но настоящий Закон Украины "Об отходах" не подает перечень и последовательность операций с мусором. Депутаты ввели европейскую норму, слишком широкую для трактовки теми, кто отвечает за обращение с отходами. При таких условиях добавленный 2012 года пункт в статью 32 этого Закона приобретает декларативный характер. Но этому способствует не только нечеткость самого документа.

Будет ли новая норма закона?

Експерт международной неправительственной организации "Экология. Право. Человек" Алла Войциховская говорит, что норма о запрете захоронения непереработанных бытовых отходов вряд ли заработает с 1 января следующего года. По ее словам, в Украине нет для этого инфраструктуры.

Нужно сортировать мусор. Но незначительное количество населенных пунктов сегодня раздельно собирает мусор и обладает мусоросортировочными линиями. Это настоящие хозяева. В средствах не проблема. Проблема в желании сделать пользу для людей и окружающей среды,
— утверждает Алла Войциховская.

В отчете Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства "Состояние сферы обращения с бытовыми отходами в Украине за 2016 год" указано, что в прошлом году лишь 5,8% всего мусора в нашей стране было утилизировано: 2,71% — сожгли, а 3,09% — отправили на переработку. Также ведомство сообщает, что в прошлом году в 575 населенных пунктах внедряли раздельный сбор мусора, работал один мусоросжигательный завод и три мусоросжигательные установки (могут переработать значительно меньшее количество отходов, чем завод).

По данным Верховной Рады, в Украине на 1 января 2017 года было 29 722 населенных пунктов: 460 городов, 885 поселков местного типа и 28 377 сел. В исследовании Минрегиона не говорится, какой именно объем мусора сортируют в Украине, а также на какой стадии находится внедрение инициатив раздельного сбора отходов. В нашей стране до сих пор нет ни одного завода по комплексной переработке мусора.

Читайте также: Верховная Рада пытается ввести радикальные нововведения по утилизации мусора

Народный депутат Украины от "Самопомочи", заместитель председателя комитета парламента по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак не видит возможностей, чтобы норма о запрете захоронения непереработанных отходов заработала уже через полгода.

Во-первых, даже имеющиеся мощности для переработки отходов — стекла, бумаги, пластика или металла — принимают материалы выборочно. Например, трудно найти предприятие, чтобы собирали непрозрачный пластик из-под молочной продукции, гласит народная избранница. Во-вторых, проблема заключается в восприятии идеи сортировки гражданами.

Проблема в том, что многие из тех, кто сортирует мусор, делает это неправильно. Например, приносит загрязненный пластик. Поэтому многие производители просто отказываются от идеи переработки такого мусора,
— объясняет Алена Бабак.

Как запустить новую систему обращения с отходами?

В ответ на вопрос о том, как Минрегион собирается выполнять норму о запрете захоронения непереработанных отходов, заместитель начальника управления благоустройства и коммунального обслуживания ведомства Людмила Полтораченко сослалась на законы "О местном самоуправлении в Украине" и "Об отходах". В частности, она отметила, что "к ведению исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов относятся решения сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов".

Ссылаясь на Положение о Министерстве регионального развития, Людмила Полтораченко написала, что ее ведомство "обеспечивает формирование и реализует государственную политику, в частности, в сфере обращения с бытовыми отходами". Иными словами, Минрегион прежде всего будет следить за соблюдением закона "Об отходах" органами местного самоуправления, непосредственно ответственными за вывоз мусора.

На вопрос же о том, будет ли пункт о запрете захоронения непереработанных отходов, в Минрегионе не дали ответа. Людмила Полтораченко отметила, что ведомство активно работает над внедрением Директив Европейского Союза 2012/19/EC (об отходах электрического и электронного оборудования) и 2006/66/EC (о батареях и аккумуляторах).

Предусмотрено расширение ответственности производителей и импортеров, что будет способствовать устойчивому производству и потреблению электрического и электронного оборудования, батареек и аккумуляторов. Предусмотрено создание надлежащих правовых условий для их деятельности и направления средств производителей электрического и электронного оборудования, батареек и аккумуляторов к сфере обращения с бытовыми отходами,
— пояснила Людмила Полтораченко.

Алла Войциховская отмечает, что украинское государство медленно движется в решении проблемы отходов. В июле Министерство экологии и природных ресурсов Украины закончило работу над "Национальной стратегией обращения с отходами". Это едва не первый документ в Украине, который предлагает комплексное решение проблемы отходов. Но он требует уточнений.

В Стратегии подробно описано проблему обращения с бытовыми отходами и меры по ее решению. Однако, Стратегия требует детального анализа. Например, на предприятиях Украины спрос на RDF-топливо (топливо получают из отсортированного мусора — "24"). А к RDF/SRF топливу (твердое восстановительное топливо — "24") в ЕС довольно жесткие требования и стандарты к сжиганию через контроль выбросов загрязняющих веществ. И это происходит как со стороны самих предприятий, так и со стороны государства,
— резюмировала експерт.

Стоит отметить, что преградой для реализации этой Стратегии может стать количество органов, ответственных за обращение с отходами. Когда мы обращались к Минэкологии за комментарием относительно пункта "и" статьи 32 закона "Об отходах", то там отметили, что непосредственно не работают над вывозом, утилизацией и захоронением мусора. Это компетенция Минрегиона, а Минэкологии контролирует безопасность объектов обращения с отходами.

В конце концов преградой может быть и действующий закон "Об отходах". Принятый в 1998 году, он остается несоответствующим настоящим "мусорным вызовам". Хотя в него были внесены изменения, согласно европейскому законодательству об отходах, судьба пункта "и" статьи 32 определенно свидетельствует о неэффективности документа.

В Верховной Раде сейчас зарегистрировано шесть законопроектов, которые непосредственно касаются сферы бытовых отходов. Один касается пошлины на вывоз отходов и металлолома — так можно запустить экспорт мусора. Второй — обращение с опасными отходами. Третий — предлагает изменить механизмы контроля государства над свалками.

В контексте утилизации и захоронения мусора наиболее интересны законопроекты 4028, 4838 и 6602. 4028, соавтором которого является Алена Бабак, предлагает новый вариант утилизации товарных упаковок.

Производители товарной продукции в упаковке должны взять на себя обязанность за отходы упаковки своей продукции. Они должны создать некоммерческую организацию, которая будет аккумулировать финансовый ресурс от таких производителей. Это позволит компенсировать расходы на вывоз, сортировку и переработку таких отходов. Эту идеологию поддерживают крупные производители с ЕС,
— объясняет депутат.

Законопроекты 4838 и 6602 почти полностью меняют действующий закон "Об отходах". Это документы, которые закладывают основу для внедрения новых стратегий обращения с отходами в Украине. В соответствии с законодательством ЕС, эти акты четко прописывают систему мониторинга, сбора, сортировки, транспортировки, утилизации и захоронения мусора. В частности, они предлагают четкую последовательность операций в сфере бытовых отходов: предотвращение образования отходов, подготовка отходов к повторному использованию, материальная утилизация, другие операции утилизации, удаления. Также они обязывают предприятия брать ответственность за утилизацию своих отходов. В конце концов, эти два документа предлагают отсрочить норму о запрете захоронения неутилизируемых бытовых отходов с 1 января 2018 до 1 января 2025 года.

Алла Войциховская говорит, что в Украине есть негативная тенденция увеличения отходов, которые отправляют на полигоны, а не утилизируют. Ее организация исследовала эту проблему. Оказалось, что в 2016 году в Украине захоронено на свалках на 1,2% больше бытовых отходов, по сравнению с 2015 годом.

Читайте также: Депутаты инициируют огромные штрафы за выброшенный в неположенном месте мусор

Причинами такой ситуации является незаинтересованность населения и производителей в сокращении объемов выработки и сортировке мусора, незаинтересованность предпринимателей в переработке мусора (отсутствие стимулирования заниматься этим) и устарелость законодательства.

Также, по словам Аллы Войцихоской, Украина требует пересмотра принципов переработки мусора на тех предприятиях, которые этим занимаются. Ведь компании, которые используют мусор как источник энергии, наносят большой вред окружающей среде. Експерт говорит: чтобы сделать эти предприятия экологически чистыми, нужно потратить немалые средства. Например, очистное оборудование на мусоросжигательном заводе в Польше стоит 140 миллионов евро, когда стоимость самого завода достигает примерно такой же суммы. Вряд ли кто-то из владельцев мусоросжигательных заводов в Украине сейчас готов к такой инвестиции.