Однако достижение договоренностей в Брюсселе нередко может быть трудоемким процессом, требующим много времени, при условии, что процесс в принципе был инициализирован. Нам, европейцам, этот прогресс слишком часто давался ценой времени. И эта ситуация уже некоторое время оказывает неблагоприятное воздействие на европейские компании и, в конечном итоге, – на экономики государств-членов. Этот недостаток мы можем и должны преодолеть, находясь в условиях конкуренции с ведущими экономиками. Начало работы нового созыва Европейского Парламента и нового руководства – это возможность для Европы и ее политиков изменить эту ситуацию, возможность объединенными усилиями выступить за мультилатерализм и взаимодействие. Чтобы достичь этой цели в глобальном масштабе, нам необходимо строить мосты, а не охотиться на ведьм. Надежные партнерские отношения развиваются на принципах доверия, инклюзивности и взаимовыгодных сценариев, а не на основе национализма и протекционизма.


Джо Кезер (Joe Kaeser), Президент и Генеральный директор компании Siemens AG

Многое предстоит еще сделать, и я полагаю, чтобы сделать Европу более сильной и не допустить дальнейшего отставания в очень активной глобальной экономической и политической обстановке, срочно необходимо предпринять пять шагов.

Многое предстоит еще сделать, и я полагаю, чтобы сделать Европу сильнее, срочно необходимо предпринять пять шагов.

1. Превратить борьбу с изменением климата в возможности для промышленности

Безусловно, изменения климата являются самой большой проблемой, с которой сталкивается человечество. Приятно видеть, что новое поколение осознает первоочередную важность этого вопроса для себя. Хотя ощущение срочности и точной диагностики является важной отправной точкой, правильная терапия и дальнейшая профилактика изменят положение дел к лучшему в нашей сложной экосистеме. Итак, почему бы не рассматривать этот вызов как возможность для глобального лидерства европейской промышленности в области экологических технологий? Эти технологии нужны нам для достижения собственных климатических целей. Возобновляемые источники энергии должны быть интегрированы в экономику в целом – не только в сфере транспортных решений и логистики, но и в зданиях, и в промышленности. Один из лучших способов сделать это – использование технологий Power-to-X. Они обеспечивают плавный переход на возобновляемые источники энергии во всех секторах. Для достижения значительного сокращения выбросов CO² емкость систем с технологиями Power-to-X должна до 2024 года достичь 15 гигаватт.

Если мы действительно хотим достичь нейтрального уровня выбросов CO² к 2050 году, необходимо не просто обсуждать, сколько рейсов должно быть отменено или каким должен быть процент электромобилей в тот или иной момент. Нам необходимо раскрыть полный потенциал отраслевой интеграции, поскольку мы живем в взаимосвязанной глобальной экосистеме. Всем секторам нужно тесно сотрудничать над разработкой решений, которые имеют экономический смысл и усиливают конкурентоспособность. Это означает, что нормативные требования и государственная поддержка должны соответствовать нашей цели по достижению углеродной нейтральности.

В течение последних пяти лет Европа сосредоточила внимание на подходе "энергоэффективность прежде всего". Я утверждаю, что стоит быть на шаг впереди и концентрироваться на подходе "эффективность системы прежде всего". Лидерство в сфере экологических технологий предоставляет Европе огромные возможности. Не говоря уже о том, что обоснованная климатическая политика также повысит авторитет Европы в мире, особенно среди молодого поколения, которому мы обязаны обеспечить хорошее будущее.

2. Выступать единой движущей силой

Многие страны разработали "план экономического развития". Например, в Китае есть "Made in China 2025", в Индии – "Make in India", а в Саудовской Аравии – "Vision 2030". Соединенные Штаты также принимают меры. Все эти страны и многие другие имеют национальные экономические стратегии. А Европа? Европа играет в обороне, если вообще играет. Для Европы нам необходимо разработать план и выступать единой движущей силой. Тогда другие страны с большей вероятностью согласятся на равноправное партнерство и торговые соглашения на основе взаимовыгодных отношений. От этого выиграют все страны-члены ЕС. Именно поэтому я призываю к созданию до конца 2020 года так называемого единого окна, через которое осуществлялась бы координация внешней экономической дипломатии и торговой политики. Этим "окном" могли бы управлять Европейская Комиссия и Европейская служба внешнеполитической деятельности, определив европейскую внешнеэкономическую политику, поддерживать экспортную деятельность европейских компаний.

Почему бы не попробовать новый подход? Вместе мы – сила. И мы можем отстаивать свои интересы. Итак, почему бы не пойти по пути ценностно-ориентированной экономической дипломатии, которая эффективно обеспечивает поддержку ЕС в отношении тех проектов европейских компаний, которые в значительной степени способствуют достижению Целей устойчивого развития ООН?

Нам необходимо строить мосты, а не охотиться на ведьм.

3. Инвестирование в технологии будущего

Сегодня инновации определяют благосостояние общества, а также создают и обеспечивают рабочие места и даже лидерство в геополитике и геоэкономике. Если мы, европейцы, хотим быть способными конкурировать на международном уровне, мы должны значительно больше инвестировать в новые технологии, и делать это нам нужно стратегически. Оказывая поддержку секторам "вчерашнего будущего" и даже финансируя их, сегодня можно сохранить несколько голосов, но не будущее Европы и ее людей.

Сейчас Европа значительно отстает в области искусственного интеллекта (ИИ) от США и Китая – обе эти страны инвестируют значительно больше. То же касается внедрения ИИ – менее десяти процентов промышленных компаний Германии используют ИИ в бизнес-деятельности. Это тревожные факты. Частному сектору, безусловно, необходимо инвестировать в ИИ значительно больше. Целевая сумма должна составлять 15 000 000 000 евро до 2024 года – это увеличение на 30-40 процентов в год.

4. Модернизация нормативно-правовой базы

Можно уверенно сказать, что Европа является одним из самых привлекательных рынков в мире. Но, к сожалению, это только половина правды. Если рассмотреть нормативно-правовую базу, недостатки быстро становятся очевидными. В международном масштабе несколько секторов все еще отстают, а некоторые вообще могут остаться без внимания. Европейские компании конкурируют с неевропейскими компаниями, которые получают значительную поддержку со стороны своих государств, в частности США и Китая. Нам нужно прилагать свои усилия именно здесь. Нам необходимо модернизировать правила конкуренции как можно скорее. И главным инструментом этого должно быть не дальнейшее блокирование, а создание равных условий игры для справедливой и открытой торговли, основанной на принципах прозрачности, а также общих правил, в частности, формирование систем управления охраной окружающей среды, здравоохранением и безопасностью.

Модернизация также необходима в связи с тем, что цифровизация меняет цели бизнес-моделей. Речь идет о платформах, работающих на основе данных, их логике и влиянии на исследования и разработки. У нас достаточно много отличных разработок, но все еще есть отставания в вопросах проверки на практике и внедрения результатов.

Этот вопрос требует решительных действий со стороны политиков, представителей бизнеса и общества. Нам необходимо развивать наш экспериментальный потенциал и смелость пробовать что-то новое.

Например, "Sandboxing" (механизм обеспечения безопасности работы системы, предусматривающий изоляцию на время выполнения испытаний в ограниченной среде – "песочнице") могли бы быть чрезвычайно ценным инструментом для временного освобождения новых практических решений от действующих нормативных требований. В связи с этим ограничение административно-регуляторной бюрократии должно стать одним из самых приоритетных ориентиров для новой Европейской комиссии. Поэтому я призываю: давайте до 2022 года создадим модернизированную платформу для законодательства ЕС по конкуренции. Платформу, которая бы учитывала все перечисленные факторы. После чего внедрим ее повсеместно в Европе не позднее 2024 года.

5. Подготовка граждан к цифровому миру

Навыки цифровизации и работы с цифровыми технологиями жизненно важны для будущего Европы. Однако, насколько б хорошими не были наши системы образования, столь же почти неосознанным остается тот факт, что обучение не должно прекращаться – оно должно быть пожизненным.

Кроме того, не всегда существует возможность признания соответствия академических степеней и сертификатов профессиональной подготовке из одной страны-члена ЕС в другую. Это еще одно нами для самих же себя установленное препятствие, в котором нет необходимости.

Вместо этого государства-члены ЕС должны совместно разработать генеральный план для сферы образования и профессиональной подготовки, который будет отвечать будущим потребностям в навыках, особенно в сферах науки, технологий, инжиниринга и математики (STEM). И мы должны принять меры для того, чтобы наши образовательные системы поддерживали общие стандарты, академические достижения и сертификаты об обучении признавались по всей Европе. Наконец, мы должны усилить сотрудничество между частными и государственными образовательными учреждениями.

Цель выглядит следующим образом: обеспечить четкое понимание практического применения ИИ, а также обеспечение высокоразвитых навыков работы с цифровыми технологиями как минимум у половины всего объема трудовых ресурсов в Европе, занятых в промышленном секторе.

Компания, в которой я работаю, насчитывает более 200 000 непосредственно нанятых работников и еще около 400 000 косвенно занятых лиц. Она генерирует ежегодный доход в размере 30 млрд евро в ЕС благодаря сложной цепочке создания стоимости. Европа имеет значение не только для Siemens, но и для всего мира. Но, как когда-то метко сказал Жан Монне, один из отцов-основателей Европейского Союза, "Европа никогда "не свершится" окончательно, она всегда в процессе становления". Становление Европы – в наших руках. Объединимся же и сделаем Европу сильнее. Сделаем это сейчас!

Узнайте больше в Программе из 5 шагов по промышленной политике ЕС по ссылке.

Автор Джо Кезер (Joe Kaeser),
Президент и Генеральный директор компании Сименс АГ (Siemens AG)