Самую известную из роковых ошибок допустил обычный матрос, который едва не изменил ход всей истории. Подробнее – в программе "Одна история" на 24 канале.

Читайте предыдущий выпуск Без собственного дома и гражданства: как герой "Терминала" стал "талисманом аэропорта"

"Простите, мы случайно"

Эсминец "Уильям Д. Портер" присоединился к ВМФ США в июле 1943 года. С новой, совершенно неопытной командой, корабль несколько раз отправлялся на учебные маневры, после чего его назначили на боевое задание. Первым заданием для молодого экипажа стала эвакуация с базы "Норфолк", где базировался эсминец, и сопровождение огромного линкора "Айова".

Айова
Линкор "Айова" / Скриншот с видео

В то время на борту линкора в условиях строжайшей секретности был президент США Франклин Рузвельт. Однако, покидая порт задним ходом, молодые военнослужащие допустили ошибку и не полностью подняли якорь. В результате "Уильям Портер":

  • таранит якорем соседнего эсминца;
  • якорная цепь сносит с палубы корабля леерное ограждение, спасательные плоты, шлюпку и другое оборудование.

Поскольку задание чрезвычайно срочное, а из повреждений у "Уильяма Портера" только царапины на якоре, то экипаж напоследок лишь просигналил на прощание удивленному экипажу пострадавшего эсминца, мол: "Простите, мы случайно". После чего спешно покинул "Норфолк".

Важная задача

Уже через 24 часа после инцидента эсминец "Уильям Портер" занимает свое место в конвое, сопровождающем линкор "Айову". Между тем в роскошной адмиральской каюте разместился президент США Франклин Делано Рузвельт.

Его миссия была чрезвычайно важной: у него была цель пересечь Атлантику, в Каире сменить водный транспорт на воздушный и уже на самолете добраться до места назначения – в Тегеран. Там, на Тегеранской конференции, президент США должен был встретиться со Сталиным и Черчиллем. Предстоящая встреча была настолько важной, что президента сопровождала делегация из 80 человек. В нее входили госсекретарь США, высшие офицеры объединенного комитета начальников штабов и другие руководители высокого ранга.

Сталін, Рузвельт та Черчиль
Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции / Скриншот с видео

Смертельное море

Путь в Каир занимал 8 дней, в течение которых корабли были обязаны соблюдать полное радиомолчание. Все потому, что в Атлантике в тот период было множество немецких подводных лодок. Встреча даже с одной такой субмариной могла угрожать срывом усеет конференции и жизни чиновников на борту. Чтобы дать отпор скрытой подводной опасности, эсминцев, включительно с "Уильямом Д. Портером", оснащали глубинными бомбами. Кроме того, сигнальщики постоянно вглядывались в горизонт в поисках вражеских перископов но, к счастью, никаких признаков немецких субмарин не было.

Глибинна бомба
Глубинная бомба / Скриншот с видео

И вдруг под водой произошел мощный взрыв.

Торпеда!,
– громко прозвучало на президентском линкоре.

Все судно мгновенно перешло в боевую готовность. Из-за режима радиомолчания капитаны не смогли сориентироваться в причинах взрыва и предположили самое худшее – что их атакуют немецкие подводные лодки.

Огромный линкор "Айова" с Рузвельтом на борту начал осуществлять обходные маневры, акустики на эсминце прослушивали море в поисках угрозы, но ничего засечь не могли. Конвой начал вслепую бомбить вражеские субмарины, не зафиксировав при этом цели. На флагман со скоростью пулеметной очереди шли доклады о якобы "выявленных" и "уничтоженных" вражеских кораблях. Поскольку действовал приказ о радиомолчании, быстро прекратить прогрессирующий военно-морской обстрел оказалось невозможным.

Актуально Сколько украинцев считают, что войну на Донбассе начала Украина: соцопрос

Все стало на свои места, когда с "Уильяма Д. Портера" просигналили, что никакой подводной лодки нет и взрыв произошел по их вине. Предполагалось, что глубинные бомбы должны храниться на палубе в разряженном состоянии и сводиться перед сбросом, но этого не произошло.

Айова
Линкор "Айова" / Скриншот с видео

В тот день штормило и большая волна сбила с кормы "Вилли Ди" – плохо пристегнутую глубинную бомбу с установленным детонатором, которая и взорвалась по его кормой. Решив, что произошла досадная случайность, конвой лег на прежний курс и продолжил свое движение. Однако уже через несколько часов еще большая волна накрыла злополучный эсминец. Она затопила машинное отделение, повредив одну из труб и практически остановила корабль. Не в состоянии держать нужную скорость, "Уильям Портер" покинул строй и перешел в режим экстренного ремонта. Кроме того, удар от волны был настолько силен, что за бортом оказался один из матросов, которого удалось спасти из беспокойного океана.

Торпеда

14 ноября 1943 года для того, чтобы произвести впечатление на своего гостя, командир "Айовы" предложил провести учебную стрельбу по воздушным шарам. Рузвельт принял предложение, отметив, что это должно поднять боевой дух экипажей и продемонстрировать готовность к отражению вражеской атаки немецкого врага. Шоу получилось впечатляющим. Сотни шаров были запущены в воздух, имитируя вражеские самолеты. По ним стреляли более сотни зенитных орудий различного калибра. Почти все цели были сбиты. Остальные, которые были снесены ветром, сбивала противовоздушная оборона эсминцев, включая "Вилли Ди".

Читайте Путин боится проигрыша Трампа на выборах в США: что может сделать Байден

Шоу произвело на Рузвельта большое впечатление. Но это было не все. Следующими в плане были учебные торпедные атаки в исполнении эсминцев. Для учебной атаки требуется большая и заметная цель. Ею стало самое большое судно в конвое – линкор "Айова" с президентом на борту.

Важно отметить, что на учениях такого типа торпеды никто не запускает. Из них убирают детонаторы, которые зажигают заряды пороха, что выталкивает торпеды. Основной задачей на такой тренировке является оценка скорости выхода на позицию и расчеты столкновения. Такие имитации проходили регулярно, поэтому командир "Айовы" – адмирал Кинг из-за выбора такой цели совершенно не волновался. Необходимо было дать шанс себя проявить, главным торпедистом выбрали несчастного "Вилли Ди".

Капитан корабля, лейтенант Уилфред Уолтер, вышел на позицию атаки и отдал приказ о запуске торпед. Первый выстрел был удачный, однако во время второго, командир услышал характерное шипение при пуске торпеды. С другого торпедного аппарата вышла боевая торпеда и направилась в сторону линкора.

 Айова
Эсконосец / Скриншот с видео

"Айова" была всего в нескольких километрах от "Вилли Ди" и времени на долгие размышления просто не было. Капитан приказал сигнальщику срочно передать сообщение о торпеде, но из-за неопытности и паники, сигнальщик сообщил "Айове", что торпеда удаляется от линкора. Понимая, что лучше нарушить приказ о радиомолчании, чем убить президента своей страны, капитан Уолтер приказал радисту связаться с "Айовой": "Лев! Отверните вправо".

На линкоре не сразу поняли, кто решил нарушить радиомолчание и попросили идентифицировать себя. Но радист на "Портере" продолжал: "Лев! Торпеда в воде. Лев! Отверните вправо!" В то же время сигнальщик на "Айове" заметил приближение торпеды:

Торпеда по правому борту! Это не учения! Торпеда по правому борту!

С линкора по торпеде открыли шквальный огонь. Машинное отделение получило команду: "Полный назад". В результате этого маневра, торпеда прошла на расстоянии 400 метров от "Айовы". Придя в себя, командование линкора отдает приказ о взятии на прицел "Уильяма Д. Портера", считая, что на президента было совершено покушение. Тогда, как с эсминца только просигналили: "Простите, мы случайно". Адмирала, который собирался открыть огонь, остановил Рузвельт. Он прислушался к командующему "Уильяма Портера", который уверял, что это досадная ошибка.

Рузвельт позже сделал об этом запись в своем дневнике: "В понедельник были учебные стрельбы." Портер "ошибочно выпустил в нас торпеду. Мы видели ее, прошли в 300 метрах от нее".

Теодор Рузвельт
Франклин Рузвельт / Скриншот с видео

В конце конвой продолжил свое движение в Северную Африку, но "Уильяму Портеру" было приказано вернуться назад для дальнейшего выяснения всех обстоятельств. Поэтому, эсминец отправили в порт "Гамильтон" на Бермудских островах.

Впоследствии 22-летний торпедист Лоутон Доусон, признался, что инцидент произошел по его вине. Парень забыл вытащить взрыватель из торпедного аппарата, а затем, испугавшись, выбросил доказательство за борт. По итогам трибунала за допущенную ошибку и ложные показания Лоутон Доусон получил 14 лет каторжных работ. Но вскоре срок отменили: в дело вмешался лично президент Рузвельт, который считал инцидент лишь случайностью и не более.