Закрыл, оставив немало хвостов. "Хвосты" эти можно разбить на две большие группы. Первая группа – ключевые должности, так и остались вакантными по вине Верховной Рады. Вторая группа – реформы, которые были анонсированы, но так и не доведены до логического завершения. И если во втором случае ответственность за отсутствие "покращень" несет и законодательная, и исполнительная власть, то в первом переваливают именно парламентские "долги". С них и начинаем.

Читайте также: Заседание Рады закрылось: депутаты так и не рассмотрели важные реформы

Какие чиновники не назначены?

1. Глава Нацбанка. "Недоуволенная" глава НБУ Валерия Гонтарева только недавно вернулась из двухмесячного отпуска на время которого ее подменял первый заместитель Яков Смолий. Должность главы Нацбанка остается незакрытой с середины апреля – с тех пор, как Гонтарева заявила о готовности сложить с себя обязанности.

Президент Петр Порошенко на своей последней пресс-конференции сообщил, что эта вакансия может быть закрыта еще до начала парламентских летних каникул. Между тем министр финансов Александр Данилюк прогнозирует появление нового главы НБУ уже в сентябре. По его словам, существует ряд кандидатов на эту должность, причем среди них есть и "наиболее приемлемый".

Данилюк не уточнил, о ком идет речь, отметив, что окончательное решение должно быть принято Президентом. При этом министр добавил, что глава украинского подразделения "Райффайзен Банк Аваль" Владимир Лавренчук "обладает всеми необходимыми качествами, чтобы стать эффективным главой НБУ". Однако не исключен и вариант, согласно которому Яков Смолий плавно "перетечет" с приставки "и. о." на постоянную работу главой Нацбанка.

2. Члены Счетной палаты. Здесь ситуация осложняется тем, что Счетная палата выставляется на парламентский аукцион вместе с должностью Уполномоченного по правам человека. В кулуарах Верховной Рады говорят, что "Народный фронт" получит возможность пролоббировать в это кресло свою кандидатуру (Людмилу Денисову) в обмен на необходимый "Блоку Порошенко" состав Счетной палаты и ее главы.

Дело в том, что по новому закону полномочия этого органа по контролю за поступлением и использованием бюджетных средств расширяются. Также усложняется процедура увольнения членов палаты, поэтому не удивительно, что за влияние на нее ведутся ожесточенные баталии. Парламент пытался избрать девять членов палаты в апреле – они были определены рейтинговым голосованием, но так и не утверждены именно из-за саботажа "фронтовиков". Вторая попытка может оказаться успешной, если будут удовлетворены кадровые прихоти партнеров по коалиции.

3. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека. "Срок годности" действующего омбудсмена Валерии Лутковской давно истек, однако парламент не спешит с назначением ее преемника. 6 июня, когда этот вопрос актуализировали последний раз, было сказано, что Верховная Рада отложила назначение Уполномоченного парламента по правам человека до завершения специальной проверки кандидатов. Так по крайней мере объяснил задержку спикер Андрей Парубий.

По словам спикера, вопрос назначения омбудсмена будет рассмотрен после того, как НАПК (Национальное агентство по предупреждению коррупции) предоставит соответствующие выводы. Когда же это произойдет – Парубий не уточнил. Напомним, что в соответствии с законодательством Уполномоченный избирается тайным голосованием. Если в первом туре ни один из кандидатов не наберет необходимого количества голосов, будут повторные выборы между двумя фаворитами.

Сейчас профильный комитет ВР рекомендовал рассмотреть три кандидатуры на эту должность – Людмилу Денисову от "Народного фронта", Сергея Алексеева от "Блока Порошенко" и Андрея Мамалыгу от Радикальной партии. Каждый из них собрал за свою кандидатуру более сотни депутатских подписей (по закону требуется не менее четверти от депутатского состава). Однако никаких открытых конкурсов, которые требовали правозащитники, не произошло. Денисова и Алексеев – действующие депутаты от фракций коалиции, поэтому являются откровенно политическими фигурами. Пока фаворит "гонки" экс-министр соцполитики в правительстве Тимошенко Людмила Денисова.

4. Новый глава и члены Центризбиркома. Каденция подавляющего большинства членов ЦИК так же завершилась еще в прошлом году. Не в первую очередь это касается главы Комиссии Михаила Охендовского. Летом 2016-го фракции ВР подготовили свои предложения для ротации состава ЦИК. Однако за эти предложения не было даже попытки голосования.

Говорят, что вся соль данной ситуации – в персоне нынешнего главы ЦИК Михаила Охендовского, который якобы является очень необходимым Петру Порошенко – для того, чтобы в 2019 году не зарегистрировать кандидатом в президенты Юлию Тимошенко как лицо, имеющее судимость. Казалось бы, версия полностью абсурдна, но есть два "но". Во-первых, следует учесть метаморфозы, которые происходят с самим Охендовским.

Читайте также: Охендовский и "карманная" ЦИК: как партии не могут поделить места в счетной комиссии

Скандалы с ним начались с так называемой "черной бухгалтерии" "Партии регионов". Его фамилию нашли в списке тех, кто брал "откаты". Антикоррупционное бюро обвинило главу ЦИК в получении 162 тысяч долларов взятки. Но для Охендовского это не имело никаких последствий. Менять риторику по обвинению Охендовского начали в феврале 2017 года. Тогда глава ЦИК заявил, что его адвокаты подают ходатайства о закрытии уголовного производства. Впоследствии произошло невероятное: глава ЦИК изменил статус с подозреваемого на потерпевшего.

А между тем в начале июня Блок Петра Порошенко выразил пожелание, чтобы антикоррупционные органы проверили контракт на поставку российского газа в 2009 году, заключенный Юлией Тимошенко на предмет коррупции и государственной изменые. За месяц с лишним, прошедший с тех пор, эта тема не получила развития, однако, безусловно, дала повод серьезно задуматься. И Юлии Тимошенко, и Михаилу Охендовскому.

5. Новые члены Кабмина. На сегодня в Украине не хватает трех министров. Ульяна Супрун продолжает быть "и. о." министра здравоохранения, кроме этого, после отставки Юрия Стеця пустым осталось кресло главы министерства информполитики. Третья вакансия – должность министра аграрной политики, которая является свободной после ухода Тараса Кутового, который ушел из-за несогласия с правительственным проектом земельной реформы.


Быть депутатом в Украине – дело не хитрое. Иногда даже веселое

Кроме Кабмина, изменение кадрового состава не происходит, в частности, и в Конституционном Суде. А еще без полноценных руководителей остается Фонд госимущества (после отставки Игоря Белоуса) и Государственная фискальная служба (после нашумевшей истории с Романом Насировым). О возможности избрания новых руководителей этих сверхважных ведомств речь пока не идет вообще.

Теперь перейдем к реформам.

Какие реформы не приняты?

1. Земельная реформа. Несмотря на заверения премьера Гройсмана в том, что в плане земельного законодательства "мы на 90% концептуально готовы", продвижений пока не видно. Почти гамлетовский вопрос – быть продаже сельскохозяйственных угодий или не быть – остается нерешенным. Опасения противников реформы связаны с тем негативным сценарием, когда все агроплощади окажутся в руках крупных земельных магнатов, уничтожив тем самым мелкое фермерство.

Должны провести больше дискуссий – это чувствительный вопрос. После того, как сформируем новый взгляд на земельную реформу – тогда и внесем законопроект на рассмотрение парламента. Важно учитывать мнение граждан, владельцев и пользователей земли. Мы хотим провести реформу в интересах фермерства. И в рамках реформы найти инструменты финансирования и доступа к недорогим и долгосрочным кредитам для фермеров,
– уверяет глава правительства.

Впрочем, понятно, что слова Гройсмана про "интересы фермерства" – лишь колебания воздуха. Будет так, как договорятся между собой парламентские фракции и группы. В том числе и те из них, которые олицетворяют аграрное лобби. Но если украинскому правительству удастся убедить МВФ, что земельной реформе сейчас "не время", это будет означать повышение шансов на получение очередного транша. А деньги от МВФ Украина тратит на поддержание золотовалютных резервов, которые в свою очередь влияют на стабильность национальной валюты.


И все же отсутствие реформ способно довести до слез ...

Читайте также: Апокалиптическая олигархизация или экономический прорыв: различные сценарии земельной реформы

2. Пенсионная реформа. С пенсионной реформой все получилось следующим образом. 22 июня Кабинет Министров внес в Верховную Раду пакет законопроектов по ней. Согласно с пакетом, обязательный страховой стаж увеличивается с 15 до 25 лет (и продолжает расти ежегодно). Фактически это означает и повышение пенсионного возраста – несмотря на заверения правительства, что такого не произойдет.

Также проект предусматривает увеличение максимальной суммы, с которой уплачивается единый социальный взнос до 15 минимальных заработных плат (на сегодня это – 48 тыс. грн). Кроме этого, Кабинет министров предусматривает ежегодную автоматическую индексацию пенсий. Как заявляет Владимир Гройсман, осовременивание пенсионной системы Украины позволит повысить размер выплат для более 5,6 миллиона пенсионеров.

13 июля, в предпоследний день работы Рады, парламент поддержал законопроект №6614, который входит в пакет пенсионной реформы. Однако это был только первый шаг к ее внедрению, последующие же будут позже. Министр соцполитики Андрей Рева, представляя законопроект, отметил, что дальше нардепы будут рассматривать вопрос перехода к накопительной пенсионной системе. А это будет уже осенью.

Читайте также: Чем грозит откладывание медицинской реформы: мнение эксперта


По пятницам в парламенте – пусто. Может, потому и преобразований негусто?

3. Судебная реформа. Она тормозит так же, как и другие. Судебная реформа имела шумный старт в 2016 году, когда все медиа перепечатывали ее основные направления, однако дальнейшее развитие истории было уже не таким многообещающим. "Мы сейчас находимся на важном этапе – парламент принял в первом чтении изменения в процессуальное законодательство (по судебной реформе), надеемся, что найдутся силы завершить этот процесс еще в пределах этой парламентской сессии", – говорил 26 июня заместитель главы Администрации Президента Алексей Филатов.

Однако пока силы не нашлись. И парламент расходится на каникулы, так и не завершив судебную реформу. На ее отсутствие обратил внимание, в частности, министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон, который заявил о сомнениях в готовности Украины к судебным преобразованиям.

Я сейчас скажу мантру, которую вы много раз слышали: Украина за три года после революции сделала больше, чем за десятилетия. Это так ... Но есть все больше признаков того, что реформы становятся нерешительными,
приводит слова Джонсона "Европейская правда".

Отдельным пунктом Джонсон выделил судебную систему. Он объяснил это так: "Инвесторы будут делать бизнес в Украине, только если будут знать, что их контракты будут выполняться, и они могут рассчитывать на судебную защиту для их выполнения". Именно поэтому ключевое значение, по его словам, имеет создание независимой и беспристрастной системы правосудия.

Кроме Джонсона, на проблему судебной реформы обратила внимание и посол США в Украине Мари Йованович. "Во время поездок по Украине я очень часто слышу об обеспокоенности, которую вызывает то, что происходит в секторе юстиции и правосудия, а также о коррупции, которая остается не наказанной. Все спрашивают, сколько же это может продолжаться. Это было темой обсуждения и в том числе в Вашингтоне", – сказала Йованович, передает Укринформ. Она добавила, что об отсутствии верховенства права в Украине, незащищенности прав инвесторов и ужасных рейдерских атаках пишут не только украинские, но и европейские и американские СМИ. Однако воз остается и ныне там.


В этом парламентском сезоне массовых драк в парламенте не было. Какое-никакое, а достижение

4. Избирательная реформа. Но если в судебной, пенсионной и земельной реформе хотя бы выстраиваются проекты относительно того, как бы все должно быть в идеале, есть такая сфера, которую власть упорно не замечает вообще. Это – избирательное законодательство, которым никто серьезно не занимается – видимо, в тайной надежде провести и следующие выборы по старой схеме. И снова именно мир (а не украинский истеблишмент) вслух говорит о том, к каким последствиям может привести подобная ситуация.

Читайте также: Реформы без участия граждан не будут эффективными

Лоббистом избирательной реформы, которая в Украине "полностью остановлена", выступает посол ЕС в Украине Хюґ Мингарелли.

Необходимо способствовать обновлению политического класса и молодые прогрессивные люди не только в парламенте, но и в гражданском обществе могут взять на себя главную роль. Для этого им надо создать условия, но чтобы это произошло, необходим новый закон о выборах и новая Центральная избирательная комиссия. По непонятным для меня причинам эти реформы полностью остановлены. Когда мы получим новый закон о выборах и назначения новых членов ЦИК?
– спрашивает Мингарелли, о чем сообщает ZIK.

5. Приватизация. С приватизацией объектов государственной собственности дела также очень плохо. Провалились две попытки продажи флагмана химпромышленности – Одесского припортового завода – наиболее лакомого объекта из приватизационного списка. Напрасно, что о необходимости продажи Одесского припортового говорят уже не первый год. Как и не первый год закладывают доходы от его приватизации в государственный бюджет.

Читайте также: 7 миллиардов для Фирташа, или какая судьба может постигнуть Одесский припортовой

"У нас больше 200 тысяч госпредприятий, которыми нужно эффективно управлять. Мы должны внедрять в наши предприятия необходимые принципы корпоративного управления. И мы идем по этому пути. Украину ждет масштабная приватизация", – обещает тем временем Гройсман. Находясь с визитом в Великобритании, глава украинского правительства заявил, что на процесс приватизации в Украине будут распространяться нормы английского права. Он уточнил, что такой подход позволит обеспечить гарантии инвестиций.

Заметим, что пока Гройсман грезит английским правом, момент для нашего государства наступает по-настоящему переломный.

Сейчас в Украине очень нестабильная ситуация. Настал тот момент, когда Украина или вернется к состоянию, которое продолжалось здесь 25 лет, то есть к клептократическому государству, или проведет серьезные реформы. Так, серьезные реформы уже идут, но нужен мощный напор и энергия, чтобы и олигархи, и простые люди знали, что все действительно меняется, что есть надежда,
– говорит в интервью агентству "Лига" Жерар Ролан, профессор экономики и политологии калифорнийского университета.

Он добавляет: "Идет борьба между привилегированными кругами, которые возникли в посткоммунистический период, и гражданским обществом, которое знает, что все должно быть намного лучше. Они действительно воюют, и неясно, кто победит". Вопрос действительно – не из простых. Но ответ на него социум вместе с политическим истеблишментом будет искать уже осенью – когда депутаты вернутся из отпусков и откроют новый политический сезон.

Читайте также: В Верховной Раде планируют читать "Отче наш" после открытия заседаний