Например, украинская киберспортивная команда NaVi доказала, что за победу в самых разнообразных онлайн-турнирах можно получить от десятков до сотен тысяч долларов. Не вызывают ли видеоигры зависимость и не провоцируют ли агрессию – читайте в программе "Осторожно, миф" на 24 канале.

Интересно Как понять, зависим ли ты от смартфона – самые распространенные мифы

Зависимость от видеоигр: миф или правда

Семейный психолог Екатерина Кох объяснила, увлечение игрой – это именно как хобби, интерес, какое-то развлечение. Нет такого понятия, как игромания. Сейчас используют термин "игровое расстройство", или Gaming Internet Disorder. Его использует американская ассоциация. Однако в Украине такого нет на самом деле.

Как отметил доцент кафедры психиатрии и психотерапии Львовского национального медицинского университета Олег Фитькало, относительно азартных игр – здесь можно четко сказать, зависимость ли это. Зато относительно таких видеоигр, как консольные приставки или на смартфонах – это требует уточнения.

История видеоигр стартует с конца 40-х годов. С тех пор точно научно так и не доказано, наносят ли они вред человеческой психике, или нет. Если же говорить о постсоветском пространстве, то тут все более однозначно: видеоигры – это плохо и увлекаются ими в основном только подростки. Или все же нет?

комп'ютерні ігри
Научно не доказано, вредят ли видеоигры психике / Фото Getty images

Миф 1. В видеоигры играют только подростки

По словам Олега Фитькало, средний возраст игроков отличается, если речь идет об Украине, странах постсоветского пространства, европейских государствах и странах Северной Америки.

  • В Украине ниже средний возраст: 24 – 30 лет;
  • Для Европы средний возраст игрока – 31 год;
  • Для США и стран Северной Америки – 35 лет.

Екатерина Кох сообщила, что в мае 2020 года один частный американский университет провел исследование. Ученые обнаружили 2 пункта, связанные с играми:

  1. преимущественно играют мужчины;
  2. это тот момент, когда у человека есть увлечения, интерес и любопытство.

Еще один пункт о социальности: если человек, например, недостаточен, ему комфортнее получать удовольствие через игру. Поэтому сказать, что это только подростки играют – будет некорректно.

Мне кажется, что игры – это где-то от 3 лет и до 100. У меня куча друзей и знакомых уже в почтенном возрасте, которые до сих пор играют в компьютерные игры. Более того, у меня даже есть знакомые, которые зарабатывают на этом деньги,
– рассказал ведущий 24 канала Егор Скорина.

"Статистически мужчин несколько больше, но не намного", – отметил Олег Фитькало. В частности, американские исследователи указывают цифры: примерно 52% – мужчины, 48% – женщины. Здесь есть важный момент: мужчины больше играют до 40 лет, а женщины – после.

Миф 2. Видеоигры – пустая трата времени

По мнению Егора Скорины, в некоторых случаях игры рассказывают нам, как минимум, две вещи.

  • Учат детей проигрывать – это необходимо для каждого ребенка, потому что жизнь бурная. И часто так случается, что на жизненном пути бывают разные неудачи. Поэтому к этому нужно как-то готовиться.
  • Игры развивают внимательность. Когда ты играешь в компьютерные игры, должен следить за тремя или пятью различными факторами и постоянно о них думать. То есть, ты отдыхаешь, но твой мозг постоянно работает.

Читайте также Исцеляют людей и имеют 9 жизней: самые распространенные мифы о кошках, которые удивят

"Но я хотел ответить вопросом на вопрос: Является ли глупой тратой времени просмотр телесериалов, которые не несут никакой информативной нагрузки. Но которые практически в каждой семье смотрят по вечерам по 2 – 3 серии? Разве что так сравнить", – аргументировал он.

МИФ 3. Компьютерные игры нарушают ментальное здоровье и социализацию

Семейный психолог считает, что игры не мешают ничему, если человек умеет с ними обращаться. То есть сами игры ничего не делают – это делают люди. Не могут игры мешать социализации. Впрочем добавила, что исследователи доказывают: нравиться играть в игры будет больше тем людям, которые менее просоциальны. Впрочем сказать, что они несоциализированы и не смогут социализироваться – это миф.

Екатерина Кох отметила, что 6 лет исследовали подростков, которые росли – до ранней юности. Исследовали именно, будет ли возникать зависимость, если ребенок начинает играть в игры. В конце концов ученые полностью опровергли это мнение, потому что 90% подростков не стали игроманами. Только 10% – это объяснялось тем, что это может быть предрасположенность или проблемы в семье. Однако значительное количество все-таки не стали интернет-зависимыми от игр.

діти комп'ютерні ігри
Компьютерные игры не мешают социализации / Фото Times Higher Education

Миф 4. Игры вызывают агрессию

В играх стреляют, убивают сотнями. И хоть научные исследования утверждают, что от игры до реальных агрессивных действий – пропасть. История знает несколько случаев, когда дети, увлеченные играми, совершали преступления и даже убийства.

Екатерина Кох называет такое мнение мифом. По ее словам, есть исследования на эту тему. Было 3 группы людей:

  • первая играла в GTA – это игра. которая побуждает к агрессии, жестокости;
  • вторая группа играла в The Sims. Это такая игра, где создают людей, семьи;
  • третья группа не играла ни в какие игры.

До того, как они начали в течение двух месяцев играть и после того, как они играли, делали скрининги. То есть, делали 280 тестов для каждого из этих людей. Поэтому проверяли депрессию, агрессивность, межконтактные личностные связи – все, что могло быть изменено. Ученые доказали, что ничего не меняется. Из 280 тестов 3 были с агрессивными показателями.

В 1976 году The New York Times выпустил статью об игре "Смертельные гонки", где необходимо было управлять с помощью руля-джойстика и сбивать условных людей, которые попадались на дороге, зарабатывая за это бонусы. На этой игре было указано, что она провоцирует насилие. Было продано не так много экземпляров этих игровых приставок. С тех пор она все набирает обороты.

гра смертельні гонки
Компьютерная игра для автоматов "Смертельные гонки" / Фото Википедия

Какой вред могут нанести гаджеты с играми детям

Специалисты не советуют привлекать детей к гаджетам до 2 – 3 лет. Все из-за особенностей развития несформированного организма.

  • До 1,5 года сверхважным является эмоциональное общение с родителями. Только так развивается базовое доверие или недоверие к миру и мелкая моторика.
  • В возрасте от 1,5 до 3 лет активно надо развивать речь, внимание и восприятие окружающей среды. Именно в этот период большинство детей утомляют своих родителей постоянными вопросами "Почему?". Те в ответ "отвлекают" внимание своих чад гаджетами с мультиками.
  • С 3 до 6 лет стоит развивать не только мышление, но и осознание себя, самоидентификацию. Именно тут пригодиться должны ролевые и развивающие игры, предметное общение.

Олег Фитькало отметил, что есть исследования, которые проводились на постсоветском пространстве, и есть такие, которые, например, в Северной Америке. Поэтому в Северной Америке родители положительно относятся к тому, что дети используют игровые системы для получения удовольствия.

Зато на постсоветском пространстве более 75% негативно относятся, но в то же время не принимают никаких действий по ограничению ребенка во времени, которое он проводит за игрой,
– заметил он.

Также Олег Фитькало добавил, что очень многие дети говорят: "А почему я не могу играть, если мама проводит в телефоне больше, чем я". Дети в возрасте 12 – 13 лет четко осознают то, что происходит в игровом мире, не является продолжением реального. Это всего лишь мир развлечений.